OTARI MX-5050 BII обслуживание и ремонт капстана

Темы про всё, что касается профессиональных катушечных магнитофонов
Аватар пользователя
Anthony Scott
Сообщений: 178
Зарегистрирован: 16 фев 2015, 14:47
Откуда: Брянск

OTARI MX-5050 BII обслуживание и ремонт капстана

Сообщение Anthony Scott » 16 июн 2021, 01:15

Друзья, привет!

Запилил тут недавно ролик по сервису-ремонту "центрального двигательного отдела" популярного,
можно сказать, самого "народного" магнитофона от этой уважаемой компании,
перебрал ведущий двигатель и освежил плату стабилизации скорости (замена конденсаторов в частности).

Кроме этого, добрался до мятежного переключателя автостопа, разобрал его и почистил контакты, рабочий ход не глючит.

Весь процесс и кое-какие интересные моменты по ходу работ я описал в субтитрах (правда, на английском, но уверен, многим будет понятно).
Всех владельцев призываю повторить, здесь ничего сверхсложного.
Ролик 20 минут (фоновую музыку решил не вставлять, думаю, что здесь она не нужна).
Фидбек в теме приветствуется. Приятного просмотра.
Сылочка на Ютуб:
https://youtu.be/McqL88f9anI
It seems that choice of transistors, op-amps, tubes brands is more related to fashion than to opinions based on real listenings.

Eats
Сообщений: 1053
Зарегистрирован: 16 фев 2015, 22:40
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: OTARI MX-5050 BII обслуживание и ремонт капстана

Сообщение Eats » 17 июн 2021, 10:22

Anthony Scott писал(а):Запилил тут недавно ролик по сервису-ремонту "центрального двигательного отдела" популярного, можно сказать, самого "народного" магнитофона от этой уважаемой компании,
Антон, кавычки не там поставил! Народный можно было и без кавычек, а вот "уважаемой" надо было в кавычках! Эта компания собирала свой магнитофон с миру по нитке, в результате у них там стоят где-то винты с филипсовским крестом, а где-то с шестигранником. Разве уважающая себя фирма так сделает? А неуважающую себя фирму и со стороны никто уважать не будет, она станет неуважаемой. :-)
перебрал ведущий двигатель и освежил плату стабилизации скорости (замена конденсаторов в частности).
Рубикончик на 22 мкф оказался вполне живым? А что там за подшипники? 608? Камера ни разу не была на них наведена, ни на старые, ни на новые, поэтому увидеть не удалось. И расширен ли у датчика частоты вращения (магнитной головки) зазор? Опять же, камера на мгновение остановилась на этой головке, но освещение было неудачным, в результате зазора не было видно. А чем мазал подшипник скольжения?
Весь процесс и кое-какие интересные моменты по ходу работ
Один интересный момент: на 16:38 ты формируешь зазор в 30-50 микрон кувалдометром, а я в таких ситуациях заранее подкладываю в будущий зазор кусочек магнитной ленты, а после фиксации подвижных частей вынимаю этот кусочек. И таким образом получаю гарантированный зазор в 52 или 37 микрон. :-)
я описал в субтитрах (правда, на английском, но уверен, многим будет понятно).
Многим, но не всем. Там много языковых ошибок.
Всех владельцев призываю повторить, здесь ничего сверхсложного.
В 18:05-18:10 создалось ощущение, что движок запустился на разных скоростях, разница процентов 5, не больше, а ведь её, похоже, вообще не должно быть. Ты скорость до ремонта не замерял?
Всего доброго.
Евгений.

Аватар пользователя
Anthony Scott
Сообщений: 178
Зарегистрирован: 16 фев 2015, 14:47
Откуда: Брянск

Re: OTARI MX-5050 BII обслуживание и ремонт капстана

Сообщение Anthony Scott » 20 июн 2021, 12:31

Eats писал(а):Народный можно было и без кавычек, а вот "уважаемой" надо было в кавычках! Эта компания собирала свой магнитофон с миру по нитке, в результате у них там стоят где-то винты с филипсовским крестом, а где-то с шестигранником. Разве уважающая себя фирма так сделает?


Жень, согласен, подбешивает немного :)
Обычно в соединениях, где требуется именно прочность и неразбалтываемость, некоторые производители применяют 6-гранники (высокопрочный сплав) - ладно, это можно понять. Соединения же обычного плана (закрепление печатных плат и др узлов, крышек, элементов шасси) - там в основном конечно филипс. Но здесь ещё есть момент эстетики, то бишь 6-гранные винты на панелях обычно смотрятся эстетичней, чем винты с крестообразным шлицем. Но у Otari всё как-то вперемежку: на этом маге на передней панели и на верхней/задней крышке - ph2, на крышке блока голов и на креплении боковин - hex. На больших же мультитреках верхние панели (где катушки) на потайных оцинкованных мелких hex; передние (где VU-метры) и задние панели на ph2...
(сам, кстати, также грешен - применяю в своих приборах чёрные hex в монтаже панелей и крышек; на задних панелях - ph2, но этот момент согласовываем с заказчиком, пару раз приходилось также ставить hex).

Eats писал(а):Рубикончик на 22 мкф оказался вполне живым? А что там за подшипники? 608? Камера ни разу не была на них наведена, ни на старые, ни на новые, поэтому увидеть не удалось. И расширен ли у датчика частоты вращения (магнитной головки) зазор? Опять же, камера на мгновение остановилась на этой головке, но освещение было неудачным, в результате зазора не было видно. А чем мазал подшипник скольжения?


Как ни странно, да, неполярные Рубиконы вполне живучие (и уже далеко не раз натыкаюсь).
Можно было бы их и не менять, но освежить для порядка надо, да и резиновый уплотнитель со стороны выводов заметно распухший :)
Неполярные Панасоники (коих в межкаскадном разделении по аудиотракту в этом маге обилие), тоже показывают неплохие параметры.
Кое-где в логике и коммутации стояли Марконы, 2-3 из них почти высохли (с их заменой исчезли небольшие глюки в работе).

Подшипнички да, 608. На нормальном экране компа или ноута марку разглядеть можно - старые пробегают с маркой пару раз, и на упаковке нового маркировка 608-2Z периодически отчётливо видна. На маленьком гаджете с каким-нибудь 5" экраном конечно вряд ли разглядеть... но как бы 608 в Отарях самые ходовые, я не стал на этом заострять. Но на всякий случай напишу о них пару строк в описании под видео.
В отношении применения именно SKF - это хороший компромисс качества и цены (правда, можно нарваться на подделку, если брать непонятно где). Разумеется, есть более тихие и прецизионные подшипники (те же Timken), правда, они и дороже и под заказ. В общем, тут дело вкуса/возможностей/практического смысла.

Да, головка-датчик ЧВ с широким зазором (на вид даже с тремя), опять же этот момент вряд ли будет кому-то интересен :) это только тебе.

Подшипник скольжения смазывал трансмиссионым маслом Motul.

Eats писал(а):Один интересный момент: на 16:38 ты формируешь зазор в 30-50 микрон кувалдометром, а я в таких ситуациях заранее подкладываю в будущий зазор кусочек магнитной ленты, а после фиксации подвижных частей вынимаю этот кусочек. И таким образом получаю гарантированный зазор в 52 или 37 микрон. :-)


Я ж аккуратно, рука набита чувствовать очень малый зазор в механических узлах (сколько сделано-переделано ещё со школьных времён). В некоторых более критичных случаях конечно подкладываю фольгу или лавсан, плюс немного подзапарился со съёмками и уже не полез по ящикам искать калибр, поэтому сделал без его помощи :D Согласен, косяк. Причём, до разбора узла зазор был тактильно больше.
За идею с маг. лентой спасибо, взял на вооружение.

Eats писал(а):Многим, но не всем. Там много языковых ошибок.

Вот) теперь знаю, кому я отправлю на рецензию следующее видео с подобными развёрнутыми субтитрами :)

До публикации отправлял этот ролик в америкосию своему магнитофонному знакомому на зацен, в том числе по содержанию титров (разумеется, не эмигранту, а коренному), тот ничего не сказал про ошибки, написал в духе "да всё понятно, всё круто"...
На практике, если в первую очередь интересует контент, то на какие-то ошибки начхать, и тамошних людей они как правило, не парят, поскольку существует море контента из разных стран с более безграмотным английским, чем мой...
Обсуждали мои прошлые видосы на тамошних форумах, я ест-но благодарил и первым делом извинялся за возможные ошибки по языку, но было всего пара ответов в духе "от тебя, русскоговорящего, для нас всё понятно и очень детально объяснено".
Женя, если потыкаешь пальцем на косячки (как время будет), буду признателен. С английским надо работать и работать.

Eats писал(а):В 18:05-18:10 создалось ощущение, что движок запустился на разных скоростях, разница процентов 5, не больше, а ведь её, похоже, вообще не должно быть. Ты скорость до ремонта не замерял?


Да, такая разница вполне могла быть. И вот почему.
Скорость до ремонта была настроена точно, и маг отлично работал (до какого-то времени). Позже начались проблемы, связанные с выходом из строя контактов концевика автостопа: двигатель либо плавал, либо вообще не запускался (на видео кстати, видно, что сопротивление контактов при нажатии концевика оказалось вообще в районе 100 Ом). А запись звука до ремонта я сделал в самом начале, после вскрытия мага (когда ничего ещё не разбирал и не чистил). Так что, возможно да, мотор крутил с занижением оборотов, поскольку в этот момент в цепи его питания могло оказаться нехилое последовательное сопр-е изношенных контактов концевика.
It seems that choice of transistors, op-amps, tubes brands is more related to fashion than to opinions based on real listenings.

Eats
Сообщений: 1053
Зарегистрирован: 16 фев 2015, 22:40
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: OTARI MX-5050 BII обслуживание и ремонт капстана

Сообщение Eats » 23 июн 2021, 11:21

Anthony Scott писал(а):Жень, согласен, подбешивает немного :)
Немного — не то слово! Когда я работал в станкостроительной фирме, у наших монтажников было особым шиком собирать весь станок/линию/робота одной-единственной отвёрткой! Понятно, что и крепёж должен этому соответствовать, то есть в одном устройстве не должно быть широкого диапазона резьб. А уж в наших-то аппаратах вполне можно было бы обойтись 2-3 номиналами, например, М2.5 в стопорных винтах, контрящих шкив на валу, и в регулировках головок, а во всех остальных узлах М4 или М5. К стопорным винтам доступ нужен редко, головки регулируются тоже в определённый момент и больше уже не трогаются, а всё остальное тогда можно было бы сделать одной отвёрткой. Не важно, будет это крест или шестигранник, да хоть плоский шлиц! Важно, чтобы не болталось под рукой 3-5 разных отвёрток. За уменьшение числа номиналов крепежа, кстати, скажут спасибо и снабженцы на заводе-изготовителе! Одно дело — список из 20 наименований одних только метизов! И совсем другое — из трёх (винты М2.5, винты М4 и антипроворотные шайбы Д4). Да и поставщики при заказе целого вагона винтов М4 выставят меньшую цену, чем при заказе нескольких палетт всяких разных крепежей от М2 до М6, так что оно в результате окажется ещё и дешевле. Со всех сторон будет респект и уважуха, и фирма реально станет уважаемой! А пока просто народная. :-)
Подшипнички да, 608. На нормальном экране компа или ноута марку разглядеть можно - старые пробегают с маркой пару раз, и на упаковке нового маркировка 608-2Z периодически отчётливо видна.
Видна, но не очень отчётливо, сжатие ютуба сделало своё дело, поэтому я и переспросил на всякий случай. Опять же, Таскам — тоже японцы, и они пользуются "своими" подшипниками, которые хотя и с метрическими размерами, но отсутствуют в европейском размерном ряду. А могли бы и вообще дюймовые поставить! :-)
Да, головка-датчик ЧВ с широким зазором (на вид даже с тремя), опять же этот момент вряд ли будет кому-то интересен :) это только тебе.
Ну так ведь и весь ролик довольно узко специализирован. Мало кто занимается такими вещами, поэтому он мало кому интересен, разве что только мне! Я его ещё и лайкнул! :-) Не всё ж только котиков лайкать...
За идею с маг. лентой спасибо, взял на вооружение.
Дык! Я ж почувствовал, что ты её не знаешь! Ленты ведь под рукой и под ногами всегда в достатке, бери любую, хоть 27-микронную, а ты по старинке, на ощупь! А если наоборот, надо зазор потолще, ну так сложить два куска и туда же их, в зазор, а потом выдернуть за хвост.
Вот) теперь знаю, кому я отправлю на рецензию следующее видео с подобными развёрнутыми субтитрами :)
Я тоже не волшебник, а только учусь...
До публикации отправлял этот ролик в америкосию своему магнитофонному знакомому на зацен, в том числе по содержанию титров (разумеется, не эмигранту, а коренному), тот ничего не сказал про ошибки, написал в духе "да всё понятно, всё круто"...
Тут понимаешь, какая ситуация, если один грузин скажет другому армянину "Слюшай, какой красывый дэушка идёт на улица!", то они поймут друг друга, хотя грузин может не знать армянского, а армянин имеет полное право не знать грузинского. Для межнационального общения им достаточно ломаного русского! И мы их тоже поймём, несмотря на все речевые ошибки! Потому что ситуация простая, понятная, и речь в ней имеет далеко не первостепенное значение. Так и в твоём ролике мне и без субтитров почти всё понятно (кроме того, про что я задал вопросы). Иное дело — какой-нибудь начинающий, который знает аппаратуру магнитной записи не так досконально, как мы с тобой. Субтитры должны быть рассчитаны как раз на таких начинающих. Ну и ещё в субтитрах можно пояснить то, что не очень удачно попало в объектив (бликануло или резкость не навелась), чтобы не переснимать заново, потому что если оно на первом дубле снялось неудачно, то не факт, что удачно снимется на втором. Проще уточнить в субтитрах!
Женя, если потыкаешь пальцем на косячки (как время будет), буду признателен.
Мне текст считывать с экрана тяжело, проще было бы работать именно с текстом, а не картинкой, тем более с движущейся. У тебя же есть эти тексты в текстовом виде?
Всего доброго.
Евгений.

Аватар пользователя
Anthony Scott
Сообщений: 178
Зарегистрирован: 16 фев 2015, 14:47
Откуда: Брянск

Re: OTARI MX-5050 BII обслуживание и ремонт капстана

Сообщение Anthony Scott » 06 дек 2021, 06:23

Eats писал(а):У тебя же есть эти тексты в текстовом виде?

Женя, привет, сорри за дооолгий ответ (как-то выпал из форумной жизни вообще на этот период),
да, конечно же, текст есть в вордовском файлике, отправлю в личку, а там уже как у тебя время найдётся покопать и наловить тараканов хотя бы наспех и грубых :) Тогда исправлю текст в исходнике в монтажке, чтобы было окончательное нормальное видео (в плане текста, и заодно выведу в 4К и снесу с компа проект, чтобы место не занимал), да залью его на файлообменник. Уже залитое в ютуб видео рука наверное пока не поднимется снести... кстати же, за это время процедуру в видео повторили человек пять иноземных юзеров, отчитавшись мне на гмейл, а ещё двое присылали мне мотор с платой и кнопку (кое-как её отпаяв) на ремонт, получили, поставили, всё тьфу-тьфу работает.
Спасибо.
It seems that choice of transistors, op-amps, tubes brands is more related to fashion than to opinions based on real listenings.

Eats
Сообщений: 1053
Зарегистрирован: 16 фев 2015, 22:40
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: OTARI MX-5050 BII обслуживание и ремонт капстана

Сообщение Eats » 07 дек 2021, 07:39

Anthony Scott писал(а):Женя, привет, сорри за дооолгий ответ
Ответил в личку.
Всего доброго.
Евгений.


Вернуться в «Профессиональные катушечные магнитофоны»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 9 гостей