Приветствую всех мучителей аппаратов магнитной записи, а также им сочувствующих.
Не торопитесь кидать камни, что мол, в добротных буржуйских аппаратах важна аутентичность и оригинальность деталей. Здесь, наверное, не тот случай (и он-таки, наступил), да и в мире проф. оборудования твикать какой-либо агрегат для улучшения его показателей только приветствуется.
Речь пойдёт о многострадальном MX-5050 BII, в который я на досуге задумал вкорячить головы от STM-610, и тема в первую очередь адресована тем, кто захочет это повторить.
До этого были серьёзные мысли вообще переделать аппарат в формат 1/2" / 2tr путём замены всех деталей тракта протяжки ленты на детали от родственного консольного полудюймового отарика и заказа новых голов в JRF. Позже я избавился от этой идеи (основная причина - дефицит механических деталей для переделки тракта, которые проще найти пожалуй, купив для этого целый аппарат на 1/2"). Решив не трогать оригинальный формат и выжать из него максимум, я задумался о замене родных голов на что-нибудь посерьёзней, с широкими DIN-колеями. Выбор интуитивно пал на головы от STM-610, поскольку это единственное, что можно сейчас достать в состоянии NOS, в нашей стране, за разумные деньги, и острого дефицита в них нет (периодически проскакивают бывшие остатки ЗИПа радио/телецентров). До этого момента мне не приходилось детально сталкиваться с этими головами (пара лет работы на местном радио по молодости, где стояли STM-ы, не в счёт). Хочу выразить благодарность ребятам - Саше Химику и Михаилу vbvb за технические советы и напутствия, поскольку это помогло мне узнать нужные параметры голов и в общем, найти вдохновение для работы. Параметры конечно, значительно отличались от оригинальных голов отари (по импедансу, индуктивности, габаритным и установочным размерам), но это меня не остановило, и я пошёл за топором.
Комплект голов приехал ко мне ещё в апреле, а руки дошли только пару недель назад (родные головы уже настала пора менять по причине износа).
Купил комплект ГВ+ГЗ производства ML, поскольку я почему-то интуитивно посчитал, что головы, сделанные в Будапеште, будут выполнены точнее по геометрии и параметрам, чем головы для STM от других производителей, которых по крайней мере ещё два; и если здесь я ошибаюсь, недооценивая головы других производителей, то поправьте меня. Ну да ладно, приступаем.
P.S. Напрямую загрузить сюда изображения почему-то не получается, поэтому пока в виде ссылок на гугыль диск
https://drive.google.com/file/d/0Bxeern ... sp=sharinghttps://drive.google.com/file/d/0Bxeern ... sp=sharingНебольшой налёт оксида на латунной поверхности не испортит погоду. Сами магнитопроводы новые и чистые.
Вынимаем хэдстек из аппарата, измеряем изначальные габариты высоты магнитопроводов относительно основания стека (например, расстояния между нижним краем магнитопроводов правого канала и основанием) для пристрелки новых голов по этим габаритам и только после этого приступаем к каннибализму (ой, где-то топор был тут...)
https://drive.google.com/file/d/0Bxeern ... sp=sharinghttps://drive.google.com/file/d/0Bxeern ... sp=sharinghttps://drive.google.com/file/d/0Bxeern ... sp=sharingВ оригинальных стеках (на фото они перевёрнуты) головы размещены в таком порядке по движению ленты: стирающая, ГВ 4 дор, ГЗ 2- и ГВ 2-дорожечная. Сзади этой небольшой платы имеется переключатель ГВ для возможности переключения в бытовой 4-дор. формат. Была не была (Миша, не послушал я тебя), откручиваем обе родные 2-дорогие головы и отпаиваем проводку от них. Кроме того, в контексте данного твика 4-дорогая голова ну просто никак морально не вписывается, да и избавим тракт от лишнего предмета, контактирующего с лентой. Четырёхдорогую ГВ ликвидируем вместе с её проводкой (отпаиваем кабели от платы). Следовательно, переключатель "2tr - 4tr", само собой, ликвидируем, как лишний нежелательный коммутационный элемент на входе УВ (смело выпаиваем... какое хулиганство!)
https://drive.google.com/file/d/0Bxeern ... sp=sharinghttps://drive.google.com/file/d/0Bxeern ... sp=sharingКак можно заметить, родные головы уже требовали замены - виден износ. Кто-то скажет - да лааадно, износ на вид некритииичный, бывало и хуже... Но главный недостаток голов подобной конструкции - монолитная рабочая поверхность, на которой лента в ходе износа протачивает себе борозду и начинает по ней гулять, периодически задираться по краям, вызывая контактные потери (как правило это заметно по неравномерной отдаче на ВЧ). При этом острые края борозды срезают микроскопические частицы с торцов ленты, которые попадают между лентой и краями рабочих зазоров, ухудшая контакт и вызывая потери.
Для устранения подобного явления в проф. головах служат небольшие пропилы (слоты) рядом с краями магнитопроводов, они видны на головах от STM. Наличие слотов позволяет получить равномерный износ магнитопроводов, достаточно ровную плоскость прилегания ленты к зазорам даже при значительном износе; по ним же удобно и контролировать сам износ. Преимущества таких голов очевидны.
Едем дальше. "Свято место пусто не бывает" - сказал я себе, посмотрев на место, где стояла 4-дорогая ГВ. Сняв эту ГВ, я лишил опоры приличный участок движения МЛ, что может стать причиной нежелательной модуляции от возможной вибрации ленты между ГС и направляющей рядом с ГЗ. Чтобы избежать этого, я переношу ГС на место 4-дорогой ГВ, но и тут не всё так просто. Убрали одну из голов как точку опоры - геометрия хода ленты поменялась, и мы получаем в итоге чрезмерное облегание стирающей головы (а кромки краёв её магнитопровода достаточно резкие, угловатые и абразивные), это стало понятно путём несложных замеров.
https://drive.google.com/file/d/0Bxeern ... sp=sharingЯ нашёл оптимальное положение ГС, не только утопив её, но и изменив угол по отношению к траектории движения ленты, в итоге получил отличное облегание, при этом лента не ездит по кромкам рабочей поверхности ГС. Для установки ГС на новое место было необходимо взяться за сверло, да и собс-но, сами "гвозди программы" пора монтировать.
Стал вопрос о том, как сделать экран для ГВ. На скорую руку я решил сделать его из экрана от родной головы, но голова от STM не влезала в экран по высоте. Зато она отлично влезала, если поместить её в экран, развернув тот на 90град - положив на бок, но чтобы передняя часть экрана оказалась сзади у выводов головы (прикрепляю несложные чертежи, где всё понятно). Сверлим 2 отверстия, вытачиваем небольшой паз для выхода регулировочного винта (это рис.1), затем выпиливаем широкие пазы для прохода ленты (рис.2), шлифуем кромки и скругляем острые углы (очень мелкой наждачкой). Далее высверливаем отверстия в самих кронштейнах (рис.5); материал кронштейнов - латунь толщиной 2мм, покрытая хромом или чем-то ещё. Далее в основании хэдстека делаю отверстия для установки ГС на новом месте (рис.6). Соседи, не пугайтесь.
https://drive.google.com/file/d/0Bxeern ... sp=sharinghttps://drive.google.com/file/d/0Bxeern ... sp=sharinghttps://drive.google.com/file/d/0Bxeern ... sp=sharingНа фото виден импровизированный экран ГВ. Да, и поскольку от переключателя голов мы избавились, и ГВ у нас теперь одна, необходимо скоммутировать её со входом УВ напрямую (делаем это путём перепайки всего двух сигнальных проводов на плате хэдстека: экранирующие оплётки кабелей от ГВ не трогаем, а сигнальные провода перепаиваем прямо на контактные площадки бывшего переключателя - они легко находятся - две из шести, если точнее, то 2-я и 5-я, идущие к разъёму в верхней части платы). Устанавливаем все головы на места, но, так как головы от STM выше оригинальных, штатные пружины нужно будет немного подрезать, откусив примерно по половине витка с каждой пружины (точнее это будет понятно при монтаже). Диаметр винтов, крепящих головы к кронштейнам - 2.5мм. При выборе винтов учитываем длину: она должна быть такой, чтобы винты вкручивались в корпуса голов не более чем на 2.5 мм во избежание повреждения голов (согласно габаритных чертежей, которые шли вместе с головами), я же перестраховался и оставил на головы ровно 2мм резьбы. У меня оказались винты длиной около 5мм, и я обошёлся ими, варьируя разные шайбы. Далее, насколько возможно точно (хотя это всё равно приблизительно), выставляем габаритную высоту магнитопроводов новых голов, при этом максимально точно выставляем углы 90 град. со всех сторон у каждой головы и добиваемся параллельности плоскостей магнитопроводов трёх голов, не забывая о угле кивка 90 град (здесь придётся повозиться, нужен навык, острый глаз, возможно, какая-нибудь идеально ровная, плоская немагнитная приспособа, хотя для многих студийных машин в своё время существовали специальные выточенные из алюминия калибры для этих задач). Когда эта процедура выполнена, ставим стек в магнитофон и закрепляем винтами. Затем я сделал чернильный тест для визуального контроля симметрии облегания ленты в области рабочих зазоров, для этих целей у меня есть двухметровый кусок ракорда, на шершавую поверхность которого наношу небольшой участок чернил, помещаю ракорд в тракт и с некоторым натяжением перемещаю ленту туда-сюда, чтобы на голове остался чёткий след, который и покажет симметричность облегания (маг, есс-но, выключен).
Перед рисованием нужно зафиксировать прижимной ролик нехитрой удавкой для того, чтобы на время теста утопить отводы.
https://drive.google.com/file/d/0Bxeern ... sp=sharinghttps://drive.google.com/file/d/0Bxeern ... sp=sharinghttps://drive.google.com/file/d/0Bxeern ... sp=sharinghttps://drive.google.com/file/d/0Bxeern ... sp=sharingДалее с помощью этого же ракорда визуально оценить высоту магнитопроводов всех голов - края магнитопроводов не должны выпирать из-под края ракорда, должны быть вровень с его краями. При проглядывании края магнитопровода с какой-либо стороны, необходимо скорректировать высоту головы регулировочными винтами (всеми тремя для каждой головы, и вращать их небольшими порциями, с равными углами поворота). Края магнитопроводов ГС должны симметрично выступать из-под краёв ленты, поскольку ширина между краями сердечников ГС больше, чем ширина ленты (для уверенного стирания на самых её краях).
Далее я пошёл немного нестандартным путём - предварительно очистив и размагнитив тракт, я поставил на аппарат катушку с дежурной записью одного трека, и далее идёт тишина. В ходе пилильно-сверлильных работ мне показалось, что импровизированный экран для ГВ может оказаться недостаточным, и я решил экран ... послушать. Включил воспроизведение, маг с новыми головами запел, я на ходу чуток подправил азимут - отлично!, и в целом, всё очень чисто, правда, я сразу отметил заметный недостаток НЧ на знакомом треке. С НЧ разбираемся позже, а пока перематываю катушку на тишину, и вот он - фон вылез- ГВ ловит магнитные поля, излучаемые трансформатором и двигателями. Гул негромкий, но назойливый. Оригинальная ГВ не собирала магнитные наводки, несмотря на хлипковатый экран, поскольку корпус головы также являлся магнитным экраном, он стальной и монолитный. Головы же от STM имеют латунный корпус, и причина гула в общем, ясна. Первой мыслью было добыть экран от STM, но небольшие расстояния между головами и стойками в 5050 не позволяют установить такой громоздкий экран, он просто не влезет. Я решил доимпровизировать и усилить экран частями от второго такого же экрана (он остался без дела в результате ликвидации 4-дорогой ГВ), для этого экран пришлось распилить ровно пополам.
https://drive.google.com/file/d/0Bxeern ... sp=sharingВысверливаем два отверстия, обрабатываем кромки мелкой наждачкой, нижнюю часть закрепляем между кронштейном и внутренним (уже сделанным) экраном, а верхнюю - симметрично нижней приклеиваем на Космофен.
https://drive.google.com/file/d/0Bxeern ... sp=sharinghttps://drive.google.com/file/d/0Bxeern ... sp=sharingСобираем, восстанавливаем габарит высоты, кивок/азимут, ставим на аппарат, размагничиваем... При всей кажущейся безнадёжности этого решения, на удивление - помогло! При включении, как уважительно любит писать Химик, с большой буквы, Мага - полная тишина (когда нажимается кнопка питания в 5050, вся звуковая электроника сразу начинает работать, и ни ГВ, ни УВ не мьютируются). При прослушивании чистого участка ленты - так же тихо.
Механические работы успешно завершены, и теперь тщательно выверяем высоту голов с помощью фонариков,
луп и прочих зал... п риспособлений, но это нужно делать в режиме движения ленты (на обычном воспроизведении). Затем я ещё раз снимаю стек с аппарата, чтобы проконтролировать углы и плоскости - не сбилось ли что-либо при корректировке высот. Если всё нормально, устанавливаем стек назад, и наконец, прикручиваем крышку, закрывающую хэдстек.
https://drive.google.com/file/d/0Bxeern ... sp=sharingСтавим MRL-ку, и удивляемся. Показания вью-метров оказались всего на 1-2 дБ ниже нуля, т.е. в районе нормы; правда, перекос между каналами на частоте 1 кГц около 1дБ, на 10к - порядка шести(!): один канал выше 0, другой ниже; таким образом я до этого пытался скомпенсировать износ родных голов, постоянно подкручивал ВЧ, пока не надоело смотреть на пляшущие стрелки при записи тона 10к, и я не взялся за топор... Разброс я быстро скорректировал, сигналы новой головой читаются ровно и устойчиво. Чуть подкрутил азимут, после ещё раз проверил и подкорректировал уровень воспр. и ВЧ (механические и электрические регулировки всегда взаимосвязаны), переключил аппарат на сел-репро и подстроил азимут ГЗ (очень удобно и быстро).
Подходим к записи (а вначале я упомянул о значительном различии параметров оригинальных голов и голов ML), и я начал писать тестовый тон 1кГц: аппарат пишет тише на 2.5-3 дБ, т.е. тоже недалеко от нормы. Вздохнули с облегчением и погнали строить подмагничивание и запись (при смене голов подмагничивание нужно строить заново). Были опасения насчёт совместимости ГЗ и выходного каскада УЗ - он выполнен на ОУ NJM4560D, но ГЗ от STM очень низкоомная, поэтому я уже морально был готов к перекройке схемы. На практике же (и к счастью), головки подходят, и небольших штатных регулировок для корректировки вполне хватает.
Итак, запись настроена (при 355 нВб/м напряжение на выходе ОУ 4560 - около 630 мВ, и при питании схемы +/- 18В у таких ОУ обычно не меньше 20 дБ запас сверх этого), после чего я подал на магнитофон программный материал и во время записи мониторил выход УВ - звук чистейший и на ощущение глубже, чем с родными головами (но это пока на слух, без приборов) и, как я уже и писал, нехватка НЧ при сравнении вход/выход действительно имела место.
Во время записи я решил поэкспериментировать и положил стрелки (они упёрлись вправо и не двигались), маг настроен на 355 нановебер, лента 911. Искажений нет...
Разбираемся с НЧ. По всей видимости, это характерная черта 5050. Родная записывающая голова работала как НЧ-бустер, имея пик в районе 80 Гц, затем провал на 120, а на стороне воспроизведения низ (НЧ-экв регулируется только на Repro) был завален на 1.5-2 дБ - при этом насквозь при записи всё было более-менее ровно, хотя НЧ сигналы, записанные на MRL, читались с ослаблением 2 дБ. Головки от STM оказались значительно ровнее по АЧХ.
Низ я скомпенсировал на стороне Repro, и вот общая картина по АЧХ:
На частоте 20 Гц получилось -3 дБ,
на 31.5 Гц 0 дБ,
пик 40 Гц +1 дБ,
далее по всему диапазону +/- 0.5 дБ,
на 16к -1 дБ,
на 20к - 2.5 дБ.
По-моему, отлично. Родные головы имели более существенные неравномерности.
Поводя итог.
В результате аппарат с новыми головами перестроен на 500 нВб для SM911 - просто для моего материала и моих задач это оптимально;
при этом если записывать, заходя +1 дБ на тутти - искажений нет, материал дышит и атаки ударных не смазаны (вот на +3 я уже слышу небольшое лимитирование). Треки приходят со свободной динамикой и RMS, лишь на пару-тройку дБ предварительно пожатые ламповым мультибендом. Если записывать более плотный материал с интенсивной RMS - это уже может быть вблизи насыщения, но я специально потратил полдня, записывая разные частоты (синус) на уровнях, близких к 1040 нВб - только тогда лента начинает подъедать динамику, и то неагрессивно. При этом нет бубнения-запирания на НЧ, и характерный звон на СЧ только начинает прослушиваться. Реально, лента с огромным запасом. Как поведёт себя при таком насилии другая лента, говорить не берусь.
Параллельно буду разживаться ЗИПом в виде новых голов для 610, поскольку они таки дали родным головам всерьёз прикурить.
P.S.
Ссылка на полный фотоальбом для более удобного просмотра:
https://drive.google.com/folderview?id= ... sp=sharing
It seems that choice of transistors, op-amps, tubes brands is more related to fashion than to opinions based on real listenings.