Начать данную тему я хотел бы с того, что многие не понимают (некоторые не хотят понимать) - как "лучше" хранить ленты с двухдорожечной записью (и как правильно хранить тест ленты). Попробую объяснить.
Начну издалека (если "издалека" не интересно, переходите к следующему абзацу). Эпоха видеокассет. Когда они появились, для некоторых было дикостью - их нельзя перевернуть (и посмотреть то, что записано с другой стороны). Ну пластинку то можно перевернуть, кассету, катушку. Кстати, компакт диски тоже переворачивали... в большинстве случаях безуспешно. Но вот поняли, что видеокассета не переворачивается и поняли где стрелочка, которая показывает как правильно вставлять видеокассету. Потом в быт вошло то, что видеокассета всегда должна быть перемотана на начало. У некоторых видаков даже была такая автоматика, когда лента физически кончалась, автоматически включалась перемотка "назад", после перемотки видеокассета "выплёвывалась" и видак выключался. Считалось даже плохим тоном дать (а ещё хуже - вернуть) неперемотанную видеокассету. Ну логично - захотел посмотреть, засунул (видеокассету), кнопку нажал, пошло. Ну и не сосем логично - засунул (видеокассету), нажал кнопку, а там титры (причём можно не сразу понять что это именно те титры, которые в конце)... это же теперь перематывать, ждать... Так вот данный вариант хранения видеокассет лучше не применять.
Механика: на какой скорости лента наматывается на носитель с более равномерным натяжением и с боле ровной уладкой? Пусть это звучит как аксиома (хотя если надо - докажу) - чем медленнее скорость намотки, тем лучше. Ну кто очень не верит, или считает, что его магнитофон безупречно мотает в любых режимах на любых скоростях, возьмите элементарную бытовую Тасму и попробуйте намотать её в режиме "воспроизведение" на какой-нибудь сердечник (без щёк). За тем включите перемотку. Когда поймёте, что пришло время заниматься собирательским (либо выкидывательским) "рукоблудием", может возникнуть вопрос "почему?". А я здесь отвечать не буду (может потом), достаточно фактического убеждения в том, что скорость прямым образом влияет на укладку ленты. Зависимость обратная - чем выше скорость, тем хуже укладка.
Хочется ещё заметить, что попадается лента, которая во время перемотки не соскакивает с сердечника, но укладка не очень ровная (относительно намотки в режимах воспроизведения). И есть типы лент которые и при воспроизведении не слишком ровно кладутся (хороший пример - OR WO 106). Здесь нужно понимать элементарное то, что чем ровнее лента уложена, тем больше она стремиться к ровному состоянию, а если укладка произошла не виток к витку, лента подверглась деформации (пусть даже упругой), и её хранение в таком виде может спровоцировать пластическую деформацию. Соответственно бывает такое, что после подобного хранения, ни какими способами ленту ровно не уложить.
В режиме перемотки (на пямоприводных магнитофонах), часто ЛПМ работает следующим образом: Подающий двигатель в свободном состоянии, а принимающий со всех сил вращает приёмный узел. Натяжение в таком случае создают элементы ЛПМ, и если есть датчики натяжения, и они в этот момент активны, можно только догадываться в каком режиме они работают. Особенно если на каком-то из узлов нарушена балансировка (а нарушена она в любом случае (в разной степени)). В то время, как в режиме воспроизведения, контролируеся скорость подачи и приёма ленты (как минимум тонвалом), и возможным датчикам натяжения вполне удаётся компенсировать дисбалансировку принимающего и подающего узлов.
Копир эффект: Если кто не сталкивался, то очень хорошо, а испытывать "Дежа Вю", слыша "эхо" до того как пошёл "полезный" сигнал, лично мне не приятно. Так вот, если бы все двухдорожечные (односторонние (тест ленты не рассматриваем)) записи хранились бы "правильно", то про копир эффект говорили бы на МНОГО меньше, поскольку, он "маскировался" бы "полезным" сигналом. Кому интересно "как" или "почему", обратитесь, объясню.
Для снижения копир эффекта есть рекомендация - как можно чаще перематывать записанную ленту, причём каждый раз лучше менять диаметр намаывающей основы.
Так вот "правильное", а другими словами - более бережное хранение лент с "односторонним" принципом записи обеспечивает следующий алгоритм (не распострояется на тест ленты) эксплуатации:
Установите рулон с лентой на принимающий узел (обычно это правый подкатушечник).
Заправьте ленту в ЛПМ (используя левый узел как приёмный).
Выполните перемотку. Если получится, нажмите вовремя "стоп", чтобы не выполнять повторную заправку (длинные ракорды в таких случаях помогают). Если получилось, следующий "пункт" пропускаем.
Заправьте ленту в ЛПМ.
Выполните воспроизведение записанной на ленте фонограммы (либо запись).
По окончанию "проигрывания" уберите ленту в упаковку (не прибегая к "другим" функциям (ни чего ни куда не перематывая)). Допускается перемотка оставшийся ленты (которую я на своих рулонах отрезаю), или ракорда.
"Неправильный" алгоритм эксплуатации:
Установите рулон с лентой на подающий узел (обычно это левый подкатушечник).
Заправьте ленту в ЛПМ (используя правый узел как приёмный).
Выполните воспроизведение записанной на ленте фонограммы (либо запись (только перед записью обязательно перемотать рулон!)).
Заправьте ленту в ЛПМ (если не произошло преждевременной остановки в тот момент когда лента ещё заправлена).
Выполните перемотку.
Уберите ленту в упаковку.
На радио, и в подобных учреждениях, где иногда (или часто) требовалось "оператвное" воспроизведение, лента хранилась "непрвильно". Но это правильно с точки зрения условий эксплуатации (пожарную тревогу нужно включить как можно быстрее, не тратя время на перемотку).
При частичном (с остановками и перемотками) воспроизведении, тоже оправдывает себя "правильный" вариант хранения. Особенно если ЛПМ действительно хорошо отстроен. "Ступенька" менее вероятна в местах остановки.
На моих рабочих аппаратах (двухдорожечных) "приёмная" катушка всегда стоит слева, чего желаю всем тем, кто бережно относится к своим записям.
Тест ленты вообще лучше не перематывать, но тем не мене хранить "правильно". Можно приспособиться - снимать параметры тракта воспроизведения не зависимо от того как воспроизводится (каким "концом") тест лента.