Возвращаясь к напечатанному.
Понять разницу в коррекции ИЕК и НАБ могут не только лишь все. Не каждый может это сделать. Часто задают вопрос: а почему нельзя использовать ленту ЛПР35 на скорости 38 см/с?
Отвечаю: да можно! Можно даже штаны надевать через голову, но это жутко неудобно и не совсем правильно. Всё-таки правильнее будет использовать каждую вещь по её прямому предназначению.
Итак, откуда вообще взялась коррекция, или по-английски EQualization? Начнём с того, что идеальный канал записи не вносит частотных искажений на идеальную магнитную ленту. То есть если мы в головку записи подаём при любой частоте (в пределах рабочего диапазона частот данного магнитофона, конечно же) ток записи одной и той же величины, то и на ленту запись ложится с одним и тем же уровнем.
А вот при воспроизведении начинаются проблемы. И одна из них имеет название "слойные потери". Именно наличием слойных потерь магнитной ленты и обусловлен завал высоких частот (начиная от средних) в идеальном канале воспроизведения магнитофона. Эти потери прямо пропорциональны толщине рабочего слоя (и здесь мы видим очевидное противоречие между максимальной отдачей ленты на низах и на верхах) и обратно пропорциональны скорости протягивания ленты (тут никаких противоречий нет). Я не буду сейчас грузить читателей излишней теорией, запомните лишь практический вывод: на ленте с рабочим слоем толщиной 15 микрон при скорости 38.1 см/с завал высоких частот начинается с частоты 4488 Гц.
Исторически сложилось так, что вместо частоты перегиба указывают обратную ей величину: период колебаний этой частоты, называя его постоянной времени коррекции. Частоте 4488 Гц соответствует постоянная 35 мкс. Надо заметить, что при толщине рабочего слоя в 15 микрон общая толщина ленты будет в районе 50 микрон (обычно от 48 до 54), что считается нормальной или обычной толщиной для профессиональных лент. Лента ЛПР35 — бытовая, она тонкая и имеет толщину рабочего слоя всего 10 микрон, что требует и меньшей постоянной: всего 25 мкс. Магнитофонов с такой коррекцией нет, поэтому на тех что есть, эта лента выдаст задир верхов. Но на скорости 19 см/с эта лента потребует коррекцию в 50 мкс, и это как раз и есть НАБовская коррекция. А студийная нормальной толщины лента потребует коррекцию в 70 мкс, и это именно ИЕКовская коррекция, она же CCIR, она же DIN, она же BS.
Остаётся вопрос: но ведь в НАБовской коррекции есть ещё одна постоянная 3180 Гц, которой соответствует частота примерно 50 Гц, зачем же она? А низачем. Просто так. Американские инженеры решили завалить низ с целью якобы уменьшить низкочастотный шум при воспроизведении. И я бы их понял, если бы они завалили основную гармонику сетевой частоты, которая всегда неизбежно проникает в канал звука в магнитофоне с сетевым питанием. Но частота основной гармоники сети равна 60 Гц (не забываем, что НАБ — это Америка!), а не 50, к тому же завал на этой частоте (50 Гц) составляет всего 3 дБ, а на частоте 60 Гц — только 2.28 дБ, поэтому это совсем не то уменьшение помехи, о котором можно говорить. Истинную причину введения низкочастотной постоянной времени мы, скорее всего, уже никогда не узнаем, поэтому проще ответить: низачем. Кстати, тот же Ампекс парой лет позднее НАБа пробовал внедрить коррекцию в 50 мкс без 3180, но она не прижилась.
Для упрощения можно подытожить, что коррекция ИЕК предназначена для использования в профессиональных магнитофонах с профессиональной лентой, а коррекция НАБ — для использования в бытовых магнитофонах с бытовой лентой. Каждому — своё, не поймите меня неправильно!
Всего доброго.
Евгений.