переключатель EQualization

Темы про всё, что касается звукозаписи
sh_a
Сообщений: 32
Зарегистрирован: 16 фев 2019, 08:28

переключатель EQualization

Сообщение sh_a » 15 мар 2019, 05:11

Не пинайте новичка!

Зачем нужен переключатель EQualization? У него две позиции: NAB/IEC. В инструкции написано (вольный перевод): "...различные типы ленты требуют различные кривые эквализации. Установите переключатель в положение, соответствующее типу ленты...". А как узнать, какой у меня тип ленты? Покупаю ее в рулонах на NAB сердечниках, никакой упаковки к ней нет, ничего не написано.

И то же самое про переключатель REF Level. В инструкции про него написана куча цифр, в которых я не разбираюсь. Можно как-то простым языком?

Аватар пользователя
Химик
Администратор
Сообщений: 1681
Зарегистрирован: 08 фев 2015, 14:44
Откуда: Взлётная
Контактная информация:

Re: переключатель EQualization

Сообщение Химик » 15 мар 2019, 13:06

Стандарт NAB - американский, хорошо подходит для низких скоростей (4, 9, 19). В конце 70х (когда - точно не помню) был вписан в ГОСТ как стандарт по которому должны настраиваться бытовые магнитофоны.
Стандарт IEC (CCIR) больше подходит профессиональным высокоскоростным магнитофонам (19, 38, 76).

Отмечу, что 9я скорость на катушечниках настраивается только NAB, поскольку на ней лучше корректируются высокие (с которыми на низких скоростях возникают вопросы). В то время как 38 уже лучше строить в IEC, поскольку на 38 уже возникают вопросы с низкими и в IEC с ними всё лучше. 76 строится только в IEC.

Если вы работаете с 19й, тип ленты, конечно может повлиять на ровность АЧХ и при разных стандартах он может быть разным, но тут уже нужно уметь работать с настройками Магнитофонов, чтобы всё понимать досконально.
Любая правда, это всего лишь одна из граней истины...

Eats
Сообщений: 1052
Зарегистрирован: 16 фев 2015, 22:40
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: переключатель EQualization

Сообщение Eats » 15 мар 2019, 16:54

sh_a писал(а):Не пинайте новичка!
— Штирлиц — добрая душа, — вздохнул второй фронтовик, — я помню три дня назад тут били японского шпиона, так все били ногами, а Штирлиц — нет. (с) П.Н. Асс, Н.О. Бегемотов. "Штирлиц или Как размножаются ёжики"
А мы тут все добрые! Ногами пинать не будем! Только кулаками в живот и в голову! :)
Зачем нужен переключатель EQualization? У него две позиции: NAB/IEC.
Затем, чтобы правильно воспроизводить и/или записывать фонограммы, особенно самую критичную часть спектра — серединку в районе 1-2-4 кГц.
В инструкции написано (вольный перевод): "...различные типы ленты требуют различные кривые эквализации. Установите переключатель в положение, соответствующее типу ленты...". А как узнать, какой у меня тип ленты?
Прежде чем узнавать, надо сделать технически грамотный, а не вольный перевод с инструкции, ибо там сказано не про ленту, а про фонограмму, а это не одно и то же. Чистой ленте почти без разницы, с какой коррекцией писаться (хотя физическая разница есть), а вот записанной фонограмме уже не без разницы, как воспроизводиться. Записанные по НАБу записи надо и воспроизводить НАБовским воспроизведением. Также и ИЕК. Ну и на всякий случай надо помнить, что не каждый магнитофон, оборудованный переключателем НАБ/ИЕК, правильно реализует обе эти коррекции.
Всего доброго.
Евгений.

sh_a
Сообщений: 32
Зарегистрирован: 16 фев 2019, 08:28

Re: переключатель EQualization

Сообщение sh_a » 16 мар 2019, 13:13

Спасибо! С NAB/IEC разобрался. А REF level? И ещё вопрос: а как настраивать магнитофон на запись на конкретную ленту. Помню, раньше это делалось регулировкой тока подмагничивания. На своем Таскаме БР20 я ничего подобного не нашел

Аватар пользователя
Химик
Администратор
Сообщений: 1681
Зарегистрирован: 08 фев 2015, 14:44
Откуда: Взлётная
Контактная информация:

Re: переключатель EQualization

Сообщение Химик » 16 мар 2019, 14:46

sh_a писал(а):... а как настраивать магнитофон на запись на конкретную ленту.
? В двух словах: Сначала настраиваете подмагничивание, потом уровень, потом высокие. А вот как всё это настраивать в двух словах не сказать.
Любая правда, это всего лишь одна из граней истины...

A80
Сообщений: 124
Зарегистрирован: 01 мар 2016, 12:38

Re: переключатель EQualization

Сообщение A80 » 16 мар 2019, 18:47

Да , если воспроизведение УВ настроено по тест ленте , тогда строим запись. В BR 20 подстроечники есть слева внизу под панелью (говорю по памяти) строится этот аппарат отлично.

Eats
Сообщений: 1052
Зарегистрирован: 16 фев 2015, 22:40
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: переключатель EQualization

Сообщение Eats » 16 апр 2022, 12:24

     Возвращаясь к напечатанному. :)
 
     Понять разницу в коррекции ИЕК и НАБ могут не только лишь все. Не каждый может это сделать. Часто задают вопрос: а почему нельзя использовать ленту ЛПР35 на скорости 38 см/с?
     Отвечаю: да можно! Можно даже штаны надевать через голову, но это жутко неудобно и не совсем правильно. Всё-таки правильнее будет использовать каждую вещь по её прямому предназначению.
     Итак, откуда вообще взялась коррекция, или по-английски EQualization? Начнём с того, что идеальный канал записи не вносит частотных искажений на идеальную магнитную ленту. То есть если мы в головку записи подаём при любой частоте (в пределах рабочего диапазона частот данного магнитофона, конечно же) ток записи одной и той же величины, то и на ленту запись ложится с одним и тем же уровнем.
     А вот при воспроизведении начинаются проблемы. И одна из них имеет название "слойные потери". Именно наличием слойных потерь магнитной ленты и обусловлен завал высоких частот (начиная от средних) в идеальном канале воспроизведения магнитофона. Эти потери прямо пропорциональны толщине рабочего слоя (и здесь мы видим очевидное противоречие между максимальной отдачей ленты на низах и на верхах) и обратно пропорциональны скорости протягивания ленты (тут никаких противоречий нет). Я не буду сейчас грузить читателей излишней теорией, запомните лишь практический вывод: на ленте с рабочим слоем толщиной 15 микрон при скорости 38.1 см/с завал высоких частот начинается с частоты 4488 Гц.
     Исторически сложилось так, что вместо частоты перегиба указывают обратную ей величину: период колебаний этой частоты, называя его постоянной времени коррекции. Частоте 4488 Гц соответствует постоянная 35 мкс. Надо заметить, что при толщине рабочего слоя в 15 микрон общая толщина ленты будет в районе 50 микрон (обычно от 48 до 54), что считается нормальной или обычной толщиной для профессиональных лент. Лента ЛПР35 — бытовая, она тонкая и имеет толщину рабочего слоя всего 10 микрон, что требует и меньшей постоянной: всего 25 мкс. Магнитофонов с такой коррекцией нет, поэтому на тех что есть, эта лента выдаст задир верхов. Но на скорости 19 см/с эта лента потребует коррекцию в 50 мкс, и это как раз и есть НАБовская коррекция. А студийная нормальной толщины лента потребует коррекцию в 70 мкс, и это именно ИЕКовская коррекция, она же CCIR, она же DIN, она же BS.
     Остаётся вопрос: но ведь в НАБовской коррекции есть ещё одна постоянная 3180 Гц, которой соответствует частота примерно 50 Гц, зачем же она? А низачем. Просто так. Американские инженеры решили завалить низ с целью якобы уменьшить низкочастотный шум при воспроизведении. И я бы их понял, если бы они завалили основную гармонику сетевой частоты, которая всегда неизбежно проникает в канал звука в магнитофоне с сетевым питанием. Но частота основной гармоники сети равна 60 Гц (не забываем, что НАБ — это Америка!), а не 50, к тому же завал на этой частоте (50 Гц) составляет всего 3 дБ, а на частоте 60 Гц — только 2.28 дБ, поэтому это совсем не то уменьшение помехи, о котором можно говорить. Истинную причину введения низкочастотной постоянной времени мы, скорее всего, уже никогда не узнаем, поэтому проще ответить: низачем. Кстати, тот же Ампекс парой лет позднее НАБа пробовал внедрить коррекцию в 50 мкс без 3180, но она не прижилась.
     Для упрощения можно подытожить, что коррекция ИЕК предназначена для использования в профессиональных магнитофонах с профессиональной лентой, а коррекция НАБ — для использования в бытовых магнитофонах с бытовой лентой. Каждому — своё, не поймите меня неправильно!
Всего доброго.
Евгений.


Вернуться в «Звукозапись»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость

cron