Как паять правильно

Любые вопросы начинающих радиолюбителей. Что такое АЧХ, осциллограф, транзистор, розетка...
Аватар пользователя
vbvb
Сообщений: 1354
Зарегистрирован: 16 фев 2015, 13:04
Откуда: Москва

Как паять правильно

Сообщение vbvb » 13 авг 2015, 16:14

Уже говорили про метод обучения как то.
Очень полезный на мой взгляд метод приобретения навыков - это паять геометрические объемные фигуры из кусочков проволоки. Самый простой это куб, сложнее шар. Еще сложнее фигура в фигуре. Чем меньше фигура тем сложнее. Те учиться не перегревать, качественно соединять 3 и более элементов. Но главное в этом - тренировка нервной системы :D
Так как форум глючит, всем тем, кто хочет написать в личку - ищите меня на других форумах

Аватар пользователя
Химик
Администратор
Сообщений: 1627
Зарегистрирован: 08 фев 2015, 14:44
Откуда: Взлётная
Контактная информация:

Re: Как паять правильно

Сообщение Химик » 24 сен 2015, 19:28

А посмотреть бы на подобные фигурки...

От себя: Прежде чем паять, нужно знать ряд базовых вещей. По порядку:

1. Перед пайкой соединительные места хорошо зачистить. Т. е. элементарно соскоблить слой (возможно окислившегося) металла.

2. За тем спаиваемые поверхности необходимо облудить. Для этого покрываем эти поверхности канифолью (или флюсом) и проводим по ним паяльником где на "жале" капелька олова. Вся спаиваемая поверхность должна при этом покрыться тонким слоем олова. Необходимо следить чтобы не осталось кусков гари.

3. После облуживания две припаевыемые поверхности прикладываются друг к другу и прогреваются паяльником. Между ними должен образоваться тонкий слой олова. Если спаиваются 2 конца провода, то их можно скрутить между собой.

Жало паяльника должно быть чистым и хорошо зафиксированным.
Красивая и аккуратная пайка это признак качества и профессионализма. После спаивания, остатки канифоли или флюса желательно удалить спиртом.
Любая правда, это всего лишь одна из граней истины...

Аватар пользователя
vbvb
Сообщений: 1354
Зарегистрирован: 16 фев 2015, 13:04
Откуда: Москва

Re: Как паять правильно

Сообщение vbvb » 24 сен 2015, 20:09

и еще...
Припои имеют разную температуру плавления. И не следует его перегревать. Также у большинства радиоэлементов в описании присутствует параметр максимального времени нагрева выводов при пайке.
Так как форум глючит, всем тем, кто хочет написать в личку - ищите меня на других форумах

Аватар пользователя
Aleksey_72
Сообщений: 29
Зарегистрирован: 18 фев 2015, 05:14

Re: Как паять правильно

Сообщение Aleksey_72 » 25 сен 2015, 02:37

Ещё бы было неплохо расписать чем паять.
Как зайдёшь в радиотовары, а там глаза разбегаются от всяких разновидностей припоев. С большим содержанием свинца, с меньшим....
Изображение

Неспешно ищу:
Минидиск Деку Sony MDS-JA333ES/B в идеальном состоянии по разумной цене.

Аватар пользователя
3M.F
Модератор
Сообщений: 342
Зарегистрирован: 16 фев 2015, 15:50
Откуда: Краснодар
Контактная информация:

Re: Как паять правильно

Сообщение 3M.F » 25 сен 2015, 05:23

А вот у меня по прежнему консервативный подход, ибо в большинстве случаев, для пайки использую обычную сосновую канифоль и ПОС-61. Для отдельных случаев - ЛТИ-120 и Flux Plus

От себя внесу вот какое добавление. Во первых. Не рекомендую использовать припой, содержащий внутри прута дорогу канифоли. Лучше по отдельности). Во вторых, многие флюсы активны и при выборе, следует это учесть и либо промывать по завершению всех работ, либо брать сразу набор того, что душе ближе. Под разные цели
Ищу к своим STMам viewtopic.php?f=23&t=1049

Best Regards
Антон Алексеевич

Аватар пользователя
Anthony Scott
Сообщений: 176
Зарегистрирован: 16 фев 2015, 14:47
Откуда: Брянск

Re: Как паять правильно

Сообщение Anthony Scott » 25 сен 2015, 07:52

Также использую только классику - ПОС-61, периодически оловянно-свинцовым Асахи 40/60.

Никогда не использую RoHS припои, и другим не советую.
Воздерживайтесь от применения таковых, товарищи, и ваша пайка действительно будет долгой :)

Флюс - ЛТИ-120; но из личного опыта могу отметить, что правильный рецепт делал и делает только питерский завод Коннектор (по крайней мере это единственный правильный среди флюсов других производителей, пёстро украшающих витрины в местных РадиоДавках), действительно качественный флюс, ничего не окисляется и не зеленеет (в отличие от флюсов других продуцеров - многие рецепт бадяжат, а многие откровенно подделывают, отсюда и неоднозначная репутация ЛТИ-120 сегодня). Ну и наносить… без фанатизма! :D
It seems that choice of transistors, op-amps, tubes brands is more related to fashion than to opinions based on real listenings.

Аватар пользователя
Anthony Scott
Сообщений: 176
Зарегистрирован: 16 фев 2015, 14:47
Откуда: Брянск

Re: Как паять правильно

Сообщение Anthony Scott » 25 сен 2015, 08:05

vbvb писал(а): И не следует его перегревать.


Абсолютно верно подмечено.

А по поводу времени пайки, я считаю, в большинстве случаев достаточно не более секунды (конечно, если поверхности пайки не окисленные и имеют хорошую адгезию). Исключение, пожалуй, массивные земляные дорожки плат либо какие-то подобные теплоотводящие поверхности, здесь нужно прогреть как следует - паялка с регулятором жара здесь как нельзя кстати, либо 2-3 обычных паяльника, но разной мощности, одновременно включенные - удобно (у меня на столе всегда 3 паяльника жарят, если паяю какой-нить конструктив, а не просто несколько XLR к кабелям)
It seems that choice of transistors, op-amps, tubes brands is more related to fashion than to opinions based on real listenings.

Аватар пользователя
vbvb
Сообщений: 1354
Зарегистрирован: 16 фев 2015, 13:04
Откуда: Москва

Re: Как паять правильно

Сообщение vbvb » 25 сен 2015, 10:42

Anthony Scott писал(а):.... паялка с регулятором жара здесь как нельзя кстати, либо 2-3 обычных паяльника, но разной мощности, одновременно включенные - удобно ...

Некоторые паяльники имеют сменные жала от мелких для контактов типа smd до больших для толстых проводов и тп Те чем больше поверхность соприкосновения тем быстрее происходит нагрев и тем меньше возможность перегрева.
Если необходим отвод тепла от контакта, то в некоторых случаях необходим медицинский зажим- отличная "третья рука'

Теперь про отпаивание ( не буду говорить про станции типа Weller с регуляторами температуры, потока воздуха, помпами и пр)
два основных способа удаления припоя - ручной отсос и оплеткой.
1. нагреваем площадку, подносим ручной отсос не касаясь расплавленного, нажимаем на кнопку, срабатывает механизм и припой уже в отсосе.Немного тренировки и метод освоен. Единственное что не нужно тыкать жалом отсоса в припойную лужу :) Он хоть и фторопластовый, но может придти в негодность довольно быстро.
2. оплетку слега покрываю спиртовым раствором канифоли и грею припой паяльником через оплетку, весь расплавленный припой "всасывается" в оплетку. Этот кусок оплетки, пропитанный припоем можно в лихие годы экономии :D использовать для залуживания площадок печатной платы .
Так как форум глючит, всем тем, кто хочет написать в личку - ищите меня на других форумах

SanTix
Сообщений: 13
Зарегистрирован: 10 авг 2022, 05:12
Откуда: Россия, г.Красноярск

Re: Как паять правильно

Сообщение SanTix » 18 авг 2022, 09:45

Самую малость добавлю от себя про демонтаж (если сегодня это не актуально, прошу сильно не "пинать"). Моя практика показала, что паяльник с оловоотсосом работает лучше, чем отсос без нагрева. А платы-то часто старые, насилия не любят. Вопрос только в том, что латунные жала на таких паяльниках служат очень мало - припой проедает в них край буквально за 2-3 часа. Я даже заморачивался покупкой демонтажных станций с ваккумным моторчиком (там конструкция типа аквариумной, ну чуть мощнее, жала долговечные), но они не дают резкого разрежения! В результате отсос с двухстронних плат оставляет желать много лучшего... Вернулся к простейшему китайскому отсосу-паяльнику

В итоге стал просто припаивать тонкую медную трубку рассверлив родное жало. И это оказалось идеальным! Длина трубки позволяет снизить перегрев и медь раствряется медленнее латуни в разы. Естествеено паять трубку нужно твёрдым припоем при помощи горелки. Можно медно фосфорным, продаётся в сантехмагазинах и там же флюс к нему (бура не пойдет - она ещё не флюсует при 600-700 градусах нагрева), есть и отфлюсованные, но я паял серебряным (им просто удобнее работать, а расход - мизер). Ещё лучше бы работала трубка из никеля, но я такой не нашел, а медные служат вполне долго (демонтажка же не используется слишком часто) и перепаять на новую, в случае чего - дело 10-15 минут со всеми приготовлениями.


Вернуться в «Учимся паять»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость

cron