Создание плат

Любые вопросы начинающих радиолюбителей. Что такое АЧХ, осциллограф, транзистор, розетка...
Аватар пользователя
Химик
Администратор
Сообщений: 1627
Зарегистрирован: 08 фев 2015, 14:44
Откуда: Взлётная
Контактная информация:

Создание плат

Сообщение Химик » 26 ноя 2015, 12:36

Предлагаю поделиться опытом в создании плат. Чем травить? Как и чем наносить "рисунок"?

Антон (3M.F) рассказал мне интересный способ нанесения "рисунка". Создаётся рисунок в цифровом виде (я использовал Layout) и распечатывается на лазерном принтере на обычной бумаге. Затем накладывается на текстолит (ну понятно, что текстолит предварительно надо зачистить и обезжирить) и по обратной стороне бумаги прикладывается горячий утюг. Рисунок остаётся на текстолите, бумага отдирается и можно травить. Вот по поводу травки. Обычно применяется хлористое железо, но на мой взгляд оно слишком агрессивно, и поддтравливает хорошо. Кто-нибудь имеет опыт травли медным купоросом?. Можно и обычной солью, но ждать долго.
Любая правда, это всего лишь одна из граней истины...

Аватар пользователя
vbvb
Сообщений: 1354
Зарегистрирован: 16 фев 2015, 13:04
Откуда: Москва

Re: Создание плат

Сообщение vbvb » 26 ноя 2015, 13:49

использую уже лет так.....не помню-давно живу :D
LAYOUT+лазерный принтер+ бумага от глянцевых журналов+утюг+ хлорное железо
Все это называется ЛУТ -лазерно-утюжная технология
Так как форум глючит, всем тем, кто хочет написать в личку - ищите меня на других форумах

Аватар пользователя
Anthony Scott
Сообщений: 176
Зарегистрирован: 16 фев 2015, 14:47
Откуда: Брянск

Re: Создание плат

Сообщение Anthony Scott » 26 ноя 2015, 16:19

vbvb писал(а):Все это называется ЛУТ -лазерно-утюжная технология


Вот мне и стыдно должно быть, поскольку я никак не освоил этот метод, до сих пор рисую эмалевыми маркерами под линейку :D

p.s. Если помнишь самодельные гейты для MX-80, так их сверление и ЛУТ я тогда поручил своему товарищу, которому было интересно этим заняться, за что ему и благодарен. Нарисовать 24 шт - я бы точно свихнулся :)
It seems that choice of transistors, op-amps, tubes brands is more related to fashion than to opinions based on real listenings.

Аватар пользователя
Anthony Scott
Сообщений: 176
Зарегистрирован: 16 фев 2015, 14:47
Откуда: Брянск

Re: Создание плат

Сообщение Anthony Scott » 26 ноя 2015, 16:30

Химик писал(а):Обычно применяется хлористое железо, но на мой взгляд оно слишком агрессивно, и поддтравливает хорошо. Кто-нибудь имеет опыт травли медным купоросом?. Можно и обычной солью, но ждать долго.


Хлорное железо наоборот очень точно травит, и насколько мне известно, это широко применялось в промышленности. Главное - непосредственно перед нанесением красителя максимально хорошо обезжирить и при дальшейших манипуляциях с рисованием (или ЛУТ) не оставить жирных пятен. Раствор немного согреть (достаточно до 50 градусов), опустить на 10-15 минут, и плата готова. Может подъедать трассы, если значительно передержать плату в растворе. Периодически нужно поглядывать за процессом, вовремя вытаскивать и сразу же обильно промывать.
Агрессивно - это азотная кислота.
Медный купорос в травлении - это целая вечность ожидания, не очень хорошая точность, и его нужно существенно разогревать, до 70 и выше градусов… Я баловался травлением в купоросе в школе, пока умные (и трезвые) дядьки с местного радиозавода не дали мне баночку с хлорным железом :)
It seems that choice of transistors, op-amps, tubes brands is more related to fashion than to opinions based on real listenings.

Аватар пользователя
vbvb
Сообщений: 1354
Зарегистрирован: 16 фев 2015, 13:04
Откуда: Москва

Re: Создание плат

Сообщение vbvb » 26 ноя 2015, 16:37

Антон.
Именно, когда потребовалось повторение, то лут стал неизбежным. До этого тоже рисовал , подчищал, опять рисовал, опять подчищал. Иногда на небольшую процессорную плату уходила неделя.
К технологии, описанной Сашей, добавлю, что довольно часто поверхность шкурю нулевкой не как рассказывают до зеркала с применением полировальных средств, а вполне грубовато.
Так как форум глючит, всем тем, кто хочет написать в личку - ищите меня на других форумах

Аватар пользователя
Anthony Scott
Сообщений: 176
Зарегистрирован: 16 фев 2015, 14:47
Откуда: Брянск

Re: Создание плат

Сообщение Anthony Scott » 26 ноя 2015, 16:57

Ещё существует по крайней мере два разных мнения, когда сверлить отверстия под компоненты - перед нанесением краски или же после травления и очистки.
Я сверлю до рисования, поскольку при ручном методе рисования вначале обычно переносятся отверстия с шаблона на текстолит при помощи лёгкого кернения, и отверстия высверливаются сразу после этого. А так как количество разных диаметров на одной плате может достигать десятка (для разной толщины выводов компонентов), то мы делаем контактные площадки нужного нам размера и площади, исходя из диаметра уже просверленных отверстий (просто обрисовывая их) - удобней рисовать по отверстиям.
Можно рисовать и по накерненным точкам, а сверлить после травления. Но при этом есть риск отрывания или деформации контактных площадок, особенно небольшой площади.

Относительно ЛУТ - сверление в начале, наверное, не лучший метод, поскольку отверстия нужно сперва с одного шаблона накернить, просверлить, а потом весьма точно наложить другой шаблон с трассами (для проутюживания), да так, чтобы предельно точно попасть во все отверстия!
It seems that choice of transistors, op-amps, tubes brands is more related to fashion than to opinions based on real listenings.

Аватар пользователя
Anthony Scott
Сообщений: 176
Зарегистрирован: 16 фев 2015, 14:47
Откуда: Брянск

Re: Создание плат

Сообщение Anthony Scott » 26 ноя 2015, 17:11

vbvb писал(а): довольно часто поверхность шкурю нулевкой не как рассказывают до зеркала с применением полировальных средств, а вполне грубовато.


И я аналогично делаю.
It seems that choice of transistors, op-amps, tubes brands is more related to fashion than to opinions based on real listenings.

Аватар пользователя
vbvb
Сообщений: 1354
Зарегистрирован: 16 фев 2015, 13:04
Откуда: Москва

Re: Создание плат

Сообщение vbvb » 26 ноя 2015, 17:36

При ЛУТ накернивать вовсе не нужно. В шаблоне контактной площадки должно присутствовать отверстие, которое потом после травления и является наметкой для сверла.Тут нужно сказать, необходимо опытным путем подобрать температуру утюга и диаметр отверстия в шаблоне, чтобы не спеклось при утюжке. Сверлить до - преимуществ не вижу. Минусы - подтравливание около отверстия, само отверстие темнеет, пропитываясь хлорным железом, которое потом при пайке не является ароматизатором, совместить с изображением точности шага в 1.25мм крайне проблемно, и собственно совмещение- дополнительное потраченное время.
Большие полигоны лучше заклеивать , ну скажем, скотчем.
При рисовании делал так. Сначала разметка по проведенным осям Х/У. Кернение и сверловка самым тонким сверлом. После травления пересверловка необходимым сверлом.
Так как форум глючит, всем тем, кто хочет написать в личку - ищите меня на других форумах

Аватар пользователя
vbvb
Сообщений: 1354
Зарегистрирован: 16 фев 2015, 13:04
Откуда: Москва

Re: Создание плат

Сообщение vbvb » 08 дек 2015, 14:41

А кстати у кого есть возможность положить маску на готовую плату с приложением маски по Sprint-Layout? Главное в этом слово -недорого :)
Так как форум глючит, всем тем, кто хочет написать в личку - ищите меня на других форумах

tormozzz
Сообщений: 81
Зарегистрирован: 21 июл 2015, 13:36

Re: Создание плат

Сообщение tormozzz » 10 янв 2016, 13:08

vbvb писал(а):ЛУТ -лазерно-утюжная технология

Однако, сегодня попался ролик, как в данной технологии обойтись без утюга:
http://www.youtube.com/watch?v=HBIxvwZ_0og


Вернуться в «Учимся паять»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость